На что направлена сатира в комедии недоросль. Сатирическая направленность комедии

На что направлена сатира в комедии недоросль. Сатирическая направленность комедии

“Недоросль” -- первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя.

Госпожа Простакова -- центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: “Разве я не властна в своих людях”. Но этот образ стоит на грани “комедии” и “трагедии”. Эта невежественная и корыстолюбивая “презлая фурия” по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном:

“-- Один ты остался у меня.

  • -- Да отвяжись...
  • -- Нет у меня сына...” -- становится жалкой и униженной.

Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: “собачья дочь”, “бестия”, “канальи”, “воры”. К Митрофану: “друг мой сердешный”, “душенька”. “Светскость” при встрече гостей: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”. Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: “Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!”

Митрофанушка -- баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне -- " старая хрычовка” и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, зчные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматику -- “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки -- сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.

“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе -- “зоологизация”. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).

“Недоросль” - первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя.

Госпожа Простакова - центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: “Разве я не властна в своих людях”. Но этот образ стоит на грани “комедии” и “трагедии”. Эта невежественная и корыстолюбивая “презлая фурия” по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном:

“- Один ты остался у меня.

Да отвяжись...

Нет у меня сына...” - становится жалкой и униженной.

Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: “собачья дочь”, “бестия”, “канальи”, “воры”. К Митрофану: “друг мой сердешный”, “душенька”. “Светскость” при встрече гостей: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”. Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: “Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!”

Митрофанушка - баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне - " старая хрычовка” и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, зчные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматику - “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки - сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.

“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - “зоологизация”. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).

9. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях г.Р.Державина, а.Н.Радищева, д.И.Фонвизина (на примере произведения одного из авторов - по выбору учащегося).

Д. И. Фонвизину удалось показать действительность такой, какая она есть, но он не требовал коренных изменений социальных условий.

Г. Р. Державин сумел постигнуть сложность, контрастность окружающего мира, но эти противоречия, как правило, не раскрывались им в социальном плане.

А. Н. Радищев - первый писатель XVIII века, который вникнул в существо социальных противоречий.

«Недоросль» Фонвизина - это первая социально-политическая комедия на русской сцене. Ведущий конфликт ее - борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой. Фонвизин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому самодержавию. Его положительные герои, в первую очередь Стародум, выступают с разоблачениями легенды о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Екатерина не может быть «государем великим», который есть «государь премудрый». Ее двор погряз в интригах: «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Устами Стародума Фонвизин говорит, какой хотел бы видеть императрицу: «А! Сколь великой душе надобно быть в государстве, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбы себе подобных!»; «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Под подданными Фонвизин имел в виду дворян, изображенных в пьесе людьми ограниченными, невежественными, жестокими. Простаковы - Скотинины знают, что их охраняет самодержавное законодательство, и поэтому не считают свое обращение с крепостными преступным: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что же дан нам указ о вольности дворянства? »

Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.

«Фелица» (1783) - наглядный пример нарушения классической нормативности оды, прежде всего благодаря сочетанию с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы.

Фелица - многоплановый образ: она просвещенная монархиня и в то же время - частное лицо.

Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом.

Державин соединяет похвалу императрице с сатирой на ее приближенных.

Важное место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихотворения, среди которых особенно выделяются «Вельможа» (1794) и «Властителям и судьям» (1795).

В основе «Вельможи» - социальный портрет человека, стоящего близко к трону и призванного выполнять волю государя. Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ. С одной стороны, Державин рисует роскошный быт вельможи, живущего «средь игр, средь праздности и неги», с другой - униженность зависящего от людей. Идеал общественного устройства для Державина:

Блажен народ! - где царь главой, Вельможи - здравы члены тела. Прилежно долг все правят свой, Чужого не касаясь дела.

Стихотворение «Властителям и судьям» (переложение 81 псалма) Екатерина II восприняла как якобинские стихи. Стихотворение звучит как прямое, гневное обращение к «земным богам», которых поэт не только сводит с пьедесталов, но и подвергает нелицеприятному суду, напоминая им об их обязанностях перед подданным:

Не внемлют! видят - и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы благодаря антитезе царь - раб:

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!..

Поэт призывает всевышнего покарать «царей земли».

Ода «Вольность» Радищева воспевает народную революцию. Державин перевел этот торжественный, хвалебный жанр в обличительный. Радищев сделал оду призывом к революции, используя присущие ей публицистичность и экспрессивность. Самодержавие в изображении Радищева - «тусклый трон рабства». Избавление от самовластного гнета придет тогда, когда «возникнет рать повсюду бранна, надежда всех вооружит». После казни венценосного преступника наступит эра народной власти («На вече весь течет народ»). Но Радищев понимал, что время народной революции еще не пришло.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев показал, что главный враг русского народа - самодержавно-крепостнический строй. В главе «Спасская полесть» писатель обличает власть Екатерины II. Центральное место в главе занимает сон путешественника. Идиллическая картина проникнута иронией и сарказмом. Дальнейшее разоблачение, выявление истинного лица правителя происходит, когда Истина-Прямовзора снимает бельма с глаз монарха: «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами». Вывод из этой главы очевиден: единовластие, в какую бы форму оно ни было облечено (даже в виде просвещенной монархии), по своей сущности антинародно: «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Окончательный приговор самодержавию выносится в главе «Тверь», в которую включена ода «Вольность».

Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая

направленность комедии. Отрицательные персонажи

комедии.

Цели: 1. Обучающая. Продолжить анализ действий комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Развивающая. Рассмотреть вопросы воспитания и образования в

комедии.

3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию

обучающихся, интерес к русской классической литературе.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Вспомните, что такое сатира?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков.

Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана по законам классицизма. Так в классицистической комедии мы легко узнаем «положительных» и «отрицательных» героев ещё до прочтения комедии.

Посмотрите на фамилии и имена действующих лиц пьесы. Говорят ли они нам о чём-нибудь? Можем ли мы дать характеристику героям пьесы, основываясь на их имена?

(Да. Митрофан – подобный матери; Простаков – прост и глуп; Скотинин – от слова «скот»; Софья – София – мудрость; Милон (корень «мил») – милый и т.д. Имена в комедии «говорящие».)

А теперь поближе рассмотрим героев комедии.

Что вы можете сказать о родителях Митрофана? Какие они отец и мать?

(Отец – глуп, во всём подчиняется жене, на всё старается смотреть её глазами. Мать (в девичестве Скотинина) – властолюбивая, грубая, наглая, «презрелая фурия»; тем, кто слабее, спуску не даёт, любит сына.)

Как вы думаете – это образ типичной помещицы?

Какой сын вырос у таких родителей?

(Митрофан – тупой, лентяй, обжора, грубиян, никого не любит).

Как он относится к своей кормилице?

(Грубит ей, она для него только прислуга. А ведь эта женщина не просто выкормила Митрофана, она его любит).

Вспомните, в чём проявляется своеобразная «сообразительность» Митрофанушки?

Читаем действие I , явление IV – Митрофанушка рассказывает свой сон.

(Митрофан не так глуп, увидев, что мать озадачена, он ловко выпутывается из затруднительного положения, зная, на чьей стороне сила, за что и награждается объятиями матери).

Что нам показывают последние сцены комедии? Как меняется отношение Митрофанушки к матери?

Читаем явление последнее.

Что же повинно в том, что Митрофан не знает даже чувства привязанности к матери? (Слепая любовь матери к сыну, избалованность Митрофанушки).

Сыграло ли свою роль отношение его матери к крепостным, к кормилице Митрофанушки? Вспомните, как ругает Простакова Тришку за то, что он плохо сшил кафтан? (Мошенник, скот, воровская харя). А как честит кормилицу сына (собачья дочь, скверная харя, старая ведьма). Неудивительно, что и Митрофанушка вслед за матерью кричит на Еремеевну: «Старая хрычовка».

А у Простаковой не хватает ума понять, что отношение Митрофана к женщине, которая его вскормила, не предвещает добра и ей, родной матери.

Какое образование старается дать сыну госпожа Простакова? Кто учит Митрофанушку?

(Кутейкин – недоучившийся семинарист, жадный, неумный. Кучер Вральман – невежественный иностранец, подавшийся в учителя – картина нередкая для России XVIII в., особенно в провинции).

Чему учит Вральман Митрофанушку? (Истории и иностранным языкам. Но ничему научить неспособен, поэтому завоёвывает симпатию Простаковой тем, что говорит о вреде науки.)

Читаем действие III , явление VIII со слов «…рассути мать моя… Единственный из учителей, кто достоин внимания как человек – это Цыфиркин. Вспомните, он не берёт плату за то, что не сделал

Какие ответы выдаёт Митрофанушка на экзамене перед Правдиным и Стародумом?

Читаем действие IV , явление VIII со слов «Любопытен бы был я послушать, чему немец его-то выучил…»

Похож ли Митрофанушка в своём невежестве на дядюшку Скотинина? Чем интересуется Скотинин? Как он относится к людям?

(Хуже, чем к свиньям. Даже о будущей жене говорит, что если уж у каждой свинки свой клевок есть, то уж жене он светёлку найдёт.

Как относится Скотинин к своим крестьянам?

Действие I , явление V . («…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Скотинин ничего не боится, ведь по закону 1767 г. крестьяне за жалобу на своего помещика ссылались на каторгу).

Мы рассмотрели отрицательных персонажей комедии, на следующем уроке мы обратимся к героям добродетельным. Но прежде ещё раз вспомним, по каким законам написана эта комедия? (По законам классицизма).

Назовите три единства, по которым писались классицистические произведения? (Единство действия, времени, места).

Как вы помните, классицизму было свойственно резкое деление героев на положительных и отрицательных. Середины не было. Это ярко проступает и в комедии Д.И. Фонвизина.

В Скотинине, в Простаковой, в Митрофанушке мы не увидим ни одного светлого пятна, тогда как образы положительных героев кристально чисты. Например, Софья, что мы знаем о ней? (Сирота, живёт в доме Простаковой, которая обирает её. Впервые мы слышим о ней тогда, когда Скотинин говорит о сговоре. Он собирается жениться на Софье.)

Чем привлекательна для него эта женитьба? (Тем, что в деревеньках невесты водятся свинки.)

Какое событие меняет жизнь Софьи? (Она получает письмо от дяди, которого все считали давно умершим.)

Почему Простакова меняет своё отношение к Софье? (Потому что дядюшка назначил ей большое наследство.)

Что происходит из-за этого между дядей и племянником? Кто защищает Митрофана?

Какую благодарность получает Еремеевна за свою верность? (По пяти рублей за год, да по пяти пощёчин за день)

Как вы думаете, Еремеевна – это положительный персонаж? Почему? (Отрицательный. Она человек с психологией раба. Вспомните, как она называет учителей Митрофанушки после того, как они утешили её? (Вот тебе и вся наша сволочь, батюшка.)

Итог урока.

Вывод: Создавая образы Скотининых и Простаковых, Фонвизин показывает как глубоко сидят корни всего того, что происходит в комедии. Вся пьеса направлена на то, чтобы доказать, что крепостное право пагубно и для «рабов» и для господ.

Рисуя госпожу Простакову, Фонвизин немного нарушает законы классицизма. Ведь в финале эта «презрелая фурия» страдает, любимый сын отворачивается от неё. А читатель, пусть на долю секунды, испытывает сочувствие к ней.

Домашнее задание. Подготовиться к беседе по вопросам по теме «Проблема воспитания истинного гражданина».

Сочинение

В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои - представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

*
«- Один ты остался у меня.
*
- Да отвяжись…
*
- Нет у меня сына…»

Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны.

Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - «зоологизация». Собравшись жениться, Скотиник заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажжязся, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной» низменности окружающего мира. Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» - комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Мил он. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе - от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека-, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных слов и выражений, триединство места, времени, действия - это основные черты и правила классицизма.

Русский классицизм сделал некоторые отступления от этих правил. Расширение «низшего штиля» за счет разговорной народной лексики используется как один из способов характеристики героев и изображения пороков дворянского общества. И второе отличие русского классицизма заключалось в готовности откликнуться на конкретные проблемы русской жизни. И поэтому русские деятели просвещения всегда активно участвовали в политической жизни’ страны. Писатели, говорил Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, - проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных переданный людей. Крепостничество привело: русское дворянство к деградаций, оно оказалось под угрозой саморазрушения.

Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки - как часть некого культа, которому поклоняются хозяева.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном Ha стоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные, добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие; «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» - вот основное правило жизни Стародума. «Вез нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь». Так Фонвизин охарактеризовал сразу и свет, и Простаковых со Скотининым.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные, я бы даже сказала, насильственные меры, которые Фонвизин предлагает предпринять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1)

Сочинение

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -

Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1)

Самое обсуждаемое
Ёлочные игрушки своими руками, на конкурс, в детский сад, в школу Ёлочные игрушки своими руками, на конкурс, в детский сад, в школу
Пасхальная корзинка из газетных трубочек своими руками Пасхальная корзинка из газетных трубочек своими руками
Как крахмалить салфетку (связанную крючком и тканевую): создаем кружевные снежинки и ситцевых лебедей Как крахмалить салфетку (связанную крючком и тканевую): создаем кружевные снежинки и ситцевых лебедей


top