Опросник Айзенка (изучение темперамента младшего школьника). Характеристика разных видов темперамента у детей Детский тест на определение темперамента

Опросник Айзенка (изучение темперамента младшего школьника). Характеристика разных видов темперамента у детей Детский тест на определение темперамента

ТЕСТ "Какой тип темперамента преобладает

у Вашего ребенка?"

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные- спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные - только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе - долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго)
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

а) -то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник .
Если чаще встречаются варианты

б) - то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика .
Если чаще встречаются варианты

в) -то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный - холерик .
Если чаще встречаются варианты

г) -то преобладает темперамент меланхолика .

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для Вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, Вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы - проблемами в воспитании и развитии ребенка.

Темперамент и увлечения ребёнка

Темперамент – очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придаёт своеобразие поведению ребёнка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребёнок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т.д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.

Гиппократ выделял четыре вида темперамента - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчётливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребёнка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учётом темперамента.

Сангвиник

Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребёнок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.

Правильное воспитание сформирует в ребёнке активное отношение к обучению, целеустремлённость.

Такому ребёнку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребёнок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы - в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребёнка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребёнка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации - займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребёнку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры - футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта - бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребёнок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребёнка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлечённость, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребёнка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребёнок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе - там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например – рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребёнку. Тяжёлым испытанием для ребёнка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребёнка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребёнок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолётным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребёнок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребёнка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать её.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Подведем итоги:

  • Темперамент - это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребёнка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры - это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребёнка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребёнка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребёнку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Чтобы определить темперамент ребёнка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем - № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее - к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл - интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла - умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов - умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов - экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее - к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл - высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла - средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов - эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия - экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной - сумму баллов по шкале «стабильность - нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

Подготовлено по материалам сайта www.vashechudo.ru

Школьные мероприятия и школьные праздники

Артишок

Анкетирование учеников можно провести на классном часе. Чтобы ответы были честными, обещайте сообщит результаты тестирования каждому лично.

Тест на определения типа темперамента

Классификация типов темперамента, разработанная Гиппократом, актуальна поныне. Однако «чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются редко. У большинства людей смешанный тип темперамента, но только один является преобладающим.

В каждой из 4 частей теста 40 тезисов, характерных для определенного типа темперамента. Вам нужно согласиться или не согласиться с каждым из них.

Часть 1

1. Я суетлив и неусидчив.
2. Я несдержан и вспыльчив.
3. Я нетерпелив.
4. Я резок и прямолинеен в общении.
5. Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий.
6. Я упрям.
7. В споре я очень находчив.
8. Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе.
9. Я часто иду на риск.
10. Я не помню обид.
11. Я говорю очень быстро и возбужденно.
12. Я неуравновешен и часто горячусь из-за мелочей.
13. Я нетерпим к недостаткам других.
14. Я люблю дразнить людей.
15. Моя мимика очень выразительна.
16. Я быстро принимаю решения.
17. Меня привлекает все новое.
18. Мои движения порывисты и резки.
19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.
20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2

1. Я – жизнерадостный человек.
2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.
3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.
4. Я часто себя переоцениваю.
5. Все новое я схватываю буквально на лету.
6. Мои интересы непостоянны.
7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.
8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.
9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.
10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.
11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.
13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.
14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.
15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.
16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.
17. Я всегда доброжелательно настроен.
18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.
19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.
20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

1. Обычно я спокоен и хладнокровен.
2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.
3. Обычно я рассудителен и осторожен.
4. Я спокойно переношу ожидание.
5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.
6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.
7. Я сдержан и терпелив.
8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.
9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.
10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.
11. Мне легко сдержать свои эмоции.
12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.
13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.
14. Мои интересы отличаются постоянством.
15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.
17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.
18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.
19. Я очень выдержан.
20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4

1. Я застенчив и стеснителен.
2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.
3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.
4. Порой я не верю в свои силы.
5. Я спокойно переношу одиночество.
6. Неудачи угнетают меня.
7. Иногда я надолго ухожу в себя.
8. Я быстро утомляюсь.
9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.
10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.
11. Иногда что-то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.
12. Я очень чувствителен к похвале или критике.
13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.
14. Я бываю мнительным и подозрительным.
15. Я легкоранимый человек.
16. Меня легко обидеть.
17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.
18. Я робок и малоактивен.
19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.
20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Ключ к тесту

Подсчитайте общее количество положительных ответов: А.
Подсчитайте количество положительных ответов для каждой части: A1, A2, A3, A4.

Вычислите процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

  • холерик = (A1/А) х 100 %;
  • сангвиник = (A2/А) х 100 %;
  • флегматик = (A3/А) х 100 %;
  • меланхолик = (A4/А) х 100 %.

Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов;

40% или выше - данный тип темперамента доминирующий;

30–39% - черты, характерные для этого типа, выражены достаточно ярко;

20–29% - средний уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт;

10–19 % - черты данного типа темперамента выражены слабо.

После первого знакомства с психотипами детей может показаться, что повезло родителям уравновешенного малыша-сангвиника.
Почему-то многие взрослые уверены, что быстро адаптироваться в новых условиях и трезво рассуждать в критических ситуациях - главное в жизни.

На самом деле у каждого темперамента свои уникальные сильные стороны. Большинство интеллектуалов, в том числе и ученых, - флегматики. Лучшие артисты - холерики. А многие музыканты, художники - натуры чувствительные и хрупкие - разумеется, меланхолики.

Определение.
Темперамент
(от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - врожденный тип высшей нервной деятельности с присущими ему показателями скорости, интенсивности, темпа и ритма психических и эмоциональных процессов.
Блок 1.
Тест «Темперамент ребенка»
Чтобы узнать, какой темперамент у вашего ребенка, ответьте на следующие вопросы:
1. Как обычно ваш малыш реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?
А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.
2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.
3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужое мнение.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя очень нерешительно.
4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, в новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Преобладание вариантов «А» указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу.
Если больше ответов «Б», вероятнее всего ваш малыш - холерик, «В» - флегматик и «Г» - меланхолик.

Изменить темперамент невозможно. Да и не нужно, ведь это основа человеческого разнообразия.
Однако жить в ладу с ребенком любого темперамента и научить его самого управлять собой - можно и нужно.

Сангвиник (от лат. сангвис - кровь).
Маленький пупочек большой Земли. Ребенок-идеал: общительный, жизнерадостный, легко прощает обиды и наказания, избегает конфликтов и умеет переключаться на другую деятельность. Легко адаптируется в новом коллективе и находит друзей. Словно ракета все время стремится ввысь! К сожалению, нередко страдает звездной болезнью. Без улыбок и аплодисментов огонь в глазах меркнет и движения теряют смысл.
Памятка родителям: постоянство и качество - те понятия, которых так не хватает малышу. Стоит показать маленькому зазнайке, что не только слова красят человека. Контролируйте, чтобы всякое дело такой малыш доводил до конца, аккуратно и четко.

Холерик (от греч. холе - желчь).
Perpetum mobile (вечный двигатель) без пульта управления. Мало ел, плохо спал… Не важно. Его энергии хватит на всю группу детского сада. Внутренние импульсы побуждают такого ребенка ежеминутно находить себе новые развлечения, не успевая, однако, разделить их на полезные и шалости. Ждать, анализировать - не для него. Экспрессия, волна эмоций, игра на публику, яркие чувства не оставляют времени на скучные, монотонные дела.
Памятка родителям: быть штурманом столь скоростного устройства - непростая задача. Самое главное - надо научить малыша правильно направлять свою энергию. Спорт, общение, любая деятельность, требующая физической активности - вот его конек.

Флегматик (от греч. флегма - слизь).
Океанский ледокол в своей необъятной красе. Любые знания, навыки, привычки и даже чувства формируются очень-очень долго. Но на всю жизнь! Такой ребенок - хранилище глубоких страстей и мыслей. Это самые надежные и проверенные люди, принимающие самые четкие и здравые решения, когда не требуется скорость. Однажды поставленная задача должна быть доведена до конца, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Упрямая позиция? Твердая.
Памятка родителям: он не «копуша», просто не для всех основное мерило - время. Доверяйте своему ребенку. Кто еще выполнит задачу так же безукоризненно качественно?! Не торопите малыша, а учите ставить четкую цель и добиваться ее с минимумом действий.

Меланхолик (от греч. мелане холе - черная желчь).
Изящная орхидея в красивой вазочке, требующая особо осторожного ухода. Такие дети необычайно талантливы. Вы удивитесь, когда узнаете, какие мысли и чувства скрываются за смущенным взглядом. Всячески избегая конфликтов, они то и дело обижаются, замыкаясь в себе. Боязнь осуждения заставляет их прятаться и придает любому действию нерешительность и неловкость.
Памятка родителям: только любовь может защитить малыша и открыть миру его способности. Следует создать условия доверия и тепла в доме, единожды нарушив которые, вы рискуете навсегда потерять дверцу к душе маленького человека.

Ну и типы!

Теория о темпераментах восходит к учению древнегреческого врача Гиппократа. Он считал, что „пропорция четырех элементов, из которых состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней". По мнению Гиппократа, ведущий тип темперамента зависит от преобладающей в организме человека жидкости (красной и черной желчи, горячей крови, холодной слизи). В соответствии с этим он разделил людей на 4 типа.

  • Холерик (от греч. chole — „желчь") Тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный. Положительные черты: активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь. Отрицательные черты: нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.
  • Сангвиник (от греч. sanguis— .кровь") Тип нервный и сильный, уравновешенный, подвижный. Положительные черты: явность и подвижность, привычность к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство. Отрицательные черты: отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, целеустремленности и настойчивости.
  • Флегматик (от греч. phlegma — „слизь") Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный. Положительные черты: способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность. Отрицательные черты: пассивность, малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм.
  • Меланхолик (от греч. melas — „черный", chole — „желчь") Тип нервной системы: слабый, неуравновешенный, инертный. Положительные черты: высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность. Отрицательные черты: крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Разберемся?

Темперамент — это генетически обусловленное качество, но ярко выраженное его проявление начинается лишь с момента становления личности в социальной среде (к 3-4 годам). Обычно в каждом из нас есть все четыре типа. Главное — определить главенствующий. Именно на его основании происходит формирование характера и поведения.

  • Холерик

Его основной принцип — „Хочу все и сразу!" Частая смена настроения и присущая эмоциональная нестабильность — вот основные признаки холерика.

♦ В самом раннем детстве холерический темперамент проявляется в непрекращающемся крике по любому поводу и без него. Всему виной нестабильная и неуравновешенная нервная система.

♦ Детям-холерикам быстро все надоедает, их психика постоянно требует новых впечатлений и открытий, побуждая тем самым к высокой активности.

♦ Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Часто пытается навязать свое мнение окружающим.

♦ Речь отрывистая, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения стремительные, резкие, энергичные.

♦ Новую информацию усваивает легко, но быстро все забывает. Легко адаптируется к непривычной обстановке.

♦ Имеет склонность к игре на публику, нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. Круг его знакомых широк, при этом с одними он играет, с другими — обсуждает проблемы.

♦ Считает, что его мнение — единственно верное. Не умеет терпеть, ждать и сдерживать свои эмоции.

♦ Засыпает с трудом.

♦ На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией.

Ваши действия:

♦ направляйте энергию ребенка в нужное русло, помогите найти интересное хобби или увлечение;

♦ не допускайте перевозбуждения нервной системы малыша;

♦ чередуйте подвижные и активные действия со спокойными занятиями;

♦ воспитывайте усидчивость;

♦ объясняйте ребенку, что нужно доводить начатое дело до конца;

♦ не кричите, не допускайте грубости;

♦ в своих просьбах к ребенку употребляйте доходчивые выражения;

♦ не провоцируйте вспышки детской агрессии и гнева. В таких случаях ведите себя уравновешенно, спокойно объясните ребенку, что своим поведением он только все усугубляет;

Обязательно дайте понять малышу, что его мнение очень важно для вас;

Займите ребенка спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Так неуемная энергия холерика будет направлена на физическое развитие, а излишняя агрессия — на достижение высокого спортивного результата.

  • Сангвиник

Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?" Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и рассудительный.

♦ Общительный и разговорчивый сангвиник обожает новых людей и новые места, без труда заводит знакомства.

♦ Видимая беззаботность сангвиников основана на природной везучести и одаренности. Именно среди людей этого типа больше всего путешественников и искателей приключений.

♦ Их увлекает все новое и неизведанное. Ребенок готов заниматься всем сразу, зачастую не обращая внимания на качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив, тем не менее, легко и быстро усваивает информацию.

♦ Активность и доброжелательность проявляются у малышей только в том случае, если они нравятся окружающим. Им свойственно самолюбование.

♦ Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс, легко переживает неудачи. Без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Речь у сангвиников выразительная, связная, правильно поставленная.

♦ Засыпают без лишних уговоров и спят, как говорится, без задних ног.

♦ На наказания ребенок реагирует спокойно, не обладая излишней злопамятностью и склонностью к конфликтам.

Ваши действия:

Главное — научите ребенка выполнять обещания и держать данное им слово;

Следите за поведением и поступками малыша, не ленитесь напоминать ему о незаконченных делах;

Контролируйте ход выполнения работы, обращайте внимание ребенка на качество и аккуратность действий;

Найдите малышу занятие по душе;

С ребенком-сангвиником нужно быть очень осторожным и умеренным в похвале, в случае перегиба с комплиментами у таких детей быстро развивается склонность к завышению самооценки;

♦ не пытайтесь быть слишком серьезными. Предпочтительнее принцип равноправного общения;

♦ старайтесь ставить перед ребенком конкретные и понятные цели. У вашего малыша всегда должен быть выбор в поиске подходов к решению поставленных перед ним задач;

♦ внимательно выбирайте вид спорта и увлечение для своего малыша — в первую очередь оно должно быть интересным и увлекательным для него. Оптимальны секции по командным видам спорта и театральные кружки.

  • Флегматик

Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже! Детей-флегматиков отличает стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно.

♦ Такой ребенок всегда невозмутим и спокоен. Присутствие других детей для него не является обязательным.

♦ В отношении к еде и перемене места обитания малыши проявляют консерватизм. Очень долго привыкают и с большой неохотой пробуют новые блюда, с трудом засыпают в новой обстановке. Тяжело адаптируются к детскому саду.

♦ Скупы на слова и действия. Тяжело вступают в социальные контакты. Тщательно выбирают себе друзей.

♦ Чувства флегматиков стабильные, постоянные, но ровные. Страстность, пылкость, злость, ревность — все эти качества приводят малышей в смятение и вызывают лишь растерянность.

♦ Такому ребенку свойственно хоть и не быстрое, но качественное запоминание, усидчивость, кропотливость, выносливость, он приспособлен к монотонным и однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют зубрилками, они все делают медленно и обстоятельно.

♦ Дети-флегматики не являются лидерами, самостоятельные решения принимать не любят. В то же время они очень дотошные и настырные. Свои решения они не меняют, бывают очень упрямы.

♦ Флегматики не умеют врать и быть тактичными, из-за этого часто попадают в неловкие ситуации.

♦ Малыши весьма доброжелательны и миролюбивы, стараются не вступать в конфликтные ситуации и по возможности уходят от борьбы. Не любят спорить и дискутировать.

♦ Речь малыша-флегматика неторопливая, тихая, без жестов и мимики. В разговоре он редко использует эпитеты, его слова просты и часто повторяются. Кроха быстро и спокойно засыпает, но просыпается не сразу. Чтобы прийти в себя, ему требуется время, в течение которого он ходит недовольный.

Ваши действия:

  • в воспитании флегматика нужно ориентироваться на темп, который присущ именно вашему малышу. Обычно таким детям требуется чуть больше времени для выполнения заданий. Будьте терпеливы, не торопите ребенка;

Одновременно не позволяйте крохе откладывать дела на потом, учите его рационально использовать свое время;

Не ставьте перед малышом цели и задачи, требующие быстроты и скорости, не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми;

Никогда не ругайте кроху (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность;

Поощряйте интерес ребенка к любым подвижным играм, физическим занятиям и увлечениям, чаще хвалите его;

Не позволяйте малышу часами засиживаться за одним делом, предлагайте ему делать перерывы или периодически менять направленность занятий:

♦ приучайте ребенка принимать самостоятельные решения, держать данное слово и брать инициативу в свои руки;

♦ старайтесь прививать малышу навыки общения в коллективе — посещайте развивающие курсы, детский сад, почаще гуляйте на детской площадке;

  • Меланхолик

Его основной принцип — „Мне не весело, потому что мне грустно!" Застенчивость, робость — основные свойства характера.

♦ В раннем детстве это выражается в развитии таких качеств, как плаксивость, привязанность, трусливость. В дальнейшем к ним добавляются стеснительность, обидчивость, ранимость.

♦ Из-за высокой нестабильности нервной системы малыша расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь.

♦ С меланхоликами надо быть нежными, спокойными, внимательными, контролировать свои слова и поступки. Слезы у таких деток — обязательный атрибут, ими сопровождаются любые их обиды. Диапазон переживаний — от истерики до беспричинной.

♦ У таких малышей развиты эмоциональные черты характера, что проявляется в отзывчивости, жалостливости, сентиментальности. Дети ранимы, долго переживают любые потрясения.

♦ Это настоящие трусишки, они боятся всего. Они малообщительные и тяжело адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе.

♦ Наказание воспринимается как трагедия. Даже в столь юном возрасте это может привести к дисбалансу их психики. Малыш-меланхолик очень настороженно относится ко всем переменам. В новых, особенно нестандартных ситуациях теряется, много суетится, пытается уйти в тень.

♦ При возникновении конфликтов его умственные и физические способности резко снижаются, он, сам того не желая, начинает занижать свои природные возможности. Запоминание новой информации меланхолику дается с трудом. Из-за рассеянности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние вещи и не может сосредоточиться на начатом деле. Детки-меланхолики устают от любой деятельности — будь то игра, чтение или физкультура. Именно из-за усталости у них часто меняется настроение. Всю неделю с нетерпением ожидая похода в зоопарк, но утомившись во время пути, меланхолик может быть капризным и вовсе отказаться от прогулки.

♦ Речь у меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая.

♦ Все движения и действия нерешительные и мелкие, как будто пробные.

♦ Очень тяжело засыпают, а просыпаются с трудом.

♦ Несмотря на такой характер, детки-меланхолики остаются одними из самых творческих и понимающих натур. Они способны выслушать не одну вашу беду, при этом проявят истинное сочувствие. Они обладают поразительно тонким вкусом и хорошим слухом. Из них наверняка вырастут художественные эстеты.

Ваши действия:

Главное в воспитании детей-меланхоликов — не усугублять их частое плаксивое настроение. Разговаривая с малышом, не употребляйте резких и унизительных выражений. Никогда не ругайте такого ребенка и не кричите, ваше настроение и повышенные интонации могут загнать кроху в „ступор" или спровоцировать стрессовую для него ситуацию;

Наилучшим способом общения станут частые проявления вашей любви, внимание и терпимость, домашний уют и теплота;

Не скупитесь на ласковые и нежные слова, хвалите и поощряйте даже незначительные успехи;

Старайтесь как можно чаще объяснять ребенку, что в мире не все такое серое, как ему кажется. Давайте повод для смеха, не акцентируйте его внимание на печальных и трагичных событиях;

Не называйте своего малыша плаксой или нытиком. Не ругайте его в присутствии других детей или взрослых;

Поощряйте любые проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений. Давайте малышу несложные, легко выполнимые поручения;

При выборе обучающих программ ориентируйтесь на высокие интеллектуальные способности крохи;

Ребенок, скорее всего, не станет спортсменом, поэтому любые занятия должны быть не в тягость. Больше всего подходят уроки в музыкальной или художественной школе.


Самое обсуждаемое
Уход, который нам нужен: качественная косметика украинского производства Уход, который нам нужен: качественная косметика украинского производства
Идеи и примеры сережек из бусин Идеи и примеры сережек из бусин
С какими болями может столкнуться беременная женщина - основные виды болей при беременности, их причины и особенности Витамины для ребенка С какими болями может столкнуться беременная женщина - основные виды болей при беременности, их причины и особенности Витамины для ребенка


top