Талант мера веса в библии. Меры длины; площади; объема и веса

Талант мера веса в библии. Меры длины; площади; объема и веса

Веса и тяжестей
† Вес, весы. «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской» (Лев.19,35 - 36). В глубокой древности золото и серебро продавались и покупались на вес, так что лица, занимавшиеся какою-либо торговлею, обыкновенно носили при себе пару весов и различные гири, состоявшие из камней различных размеров и хранившиеся в особенных мешках, привязанных к поясу торговца. Корыстолюбивые торговцы имели при себе двое весов, одни, полегче, для продажи, а другие, потяжелее, для покупки. Не на это ли обстоятельство указывает пророк Михей, говоря: «Могу ли я быть чистым с весами неверными, и с обманчивыми гирями в суме?» (Лев.6,11). Можно думать, что в Священном Писании кроме весов упоминается и безмен: «Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч.16,11); «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядею измерил небеса, и вместил в меру прах земли. И взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис.40,12). Наименьшею единицею веса у евреев была гера, равнявшаяся весу хлебного зерна. Двад-цать гер составляли священный сикль: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх.30,13). Половина сикля называлась бэка. Три тысячи сиклей составляли талант: «Из таланта золота чистого пусть сделают его» (Исх.25,39). Мина упоминается в первый раз в III Книге Царств: «по три мины золота пошло на каждый щит» (10,17), и потом у пророка Иезекииля: «Да будут у вас правильные… ефа и правильный бат. Ефа и бат должны быть одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера» (45,12). Шестьдесят мин равнялось таланту, так как каждая мина состояла из пятидесяти сиклей.
Фунт, упоминаемый у евангелиста Иоанна: «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его» (12,3), - был римский фунт.
Эгинский талант, как и еврейский, содержал в себе 60 мин, мина - 50 дидрахм; только драхма, равнявшаяся священному еврейскому сиклю, содержала в себе не 20 гер, как у евреев, а 6 оболов. С эгинским и еврейским талантом был сходен и вавилонский.

Длины и протяжения
Эти меры упоминаются в Священном Писании при построении Ноева ковчега и в других местах.
† Палец (перст). «Столбы сии были каждый столб в восемнадцать локтей вышины, и снурок в двенадцать локтей обнимал его, а толщина стенок его, внутри пустого, в четыре перста» (Иер.52,21). Мера эта равнялась дюйму или 10 парижским линиям.
† Ладонь. Соломон «сделал литое из меди море… Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию» (3Цар.7,23,26). Эта мера равнялась четырём пальцам.
† Пядень. «Он (наперсник) должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною» (Исх.28,16). Она равнялась пространству от конца большого пальца до конца мизинца.
† Локоть. «Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и препоясал его под плащем своим к правому бедру» (Суд.3,16). Эта мера от сгиба локтя до конца среднего пальца.
† Гомедь - мера совершенно неизвестная. Одни принимают её за локоть, а другие - за длину целой руки.
† Сажень (трость измерения). «И вот, вне храма - стена со всех сторон его, и в руке того мужа - трость измерения в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость вышины» (Иез.40,5). Заключала в себе шесть малых локтей и почти соответствовала росту человеческого тела. Сажень в шесть больших локтей, упоминаемая у пророка Иезекииля, содержала в себе шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью.

Расстояния и отдалённости
† Шаг. «И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна» (2Цар.6,13). Шаг - самая малая мера расстояния.
† На вержение камня. Христос сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк.22,40-41). Выражение это означает такое расстояние, на какое можно бросить камень, следовательно, недалёкое, хотя определённо и неизвестное.
† На некоторое расстояние земли. «И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила» (Быт.35, 16). Выражение также неопределённое. Его принимают за расстояние около часу пути, или около 3/4 немецкой мили.
† Субботний путь. «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян.1,12). Это пространство, которое по раввинской строгости относительно покоя в субботний день дозволено было иудеям проходить в субботу вне их жилища, только не более 2000 шагов, или около версты. Флавий расстояние до Масличной горы от Иерусалима, которое в книге Деяний святых апостолов определяется субботним путём, определяет в шесть стадий.
† Стадия. «Проплывшие около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю» (Ин.6,19). Стадия - это пространство в 125 римских шагов, или в 600 греческих футов, или в 625 римских футов. Сорок стадий составляют почти географическую, или немецкую милю.
† Миля, или поприще. «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5,41). Поприще составляло 1000 геометрических шагов, или 8 греческих стадий, т.е. четвёртую часть немецкой мили.

Вместимости
Для сыпучих тел и для жидких.
† Хомер. «И встал народ… и собирали перепелов; и кто мало сбирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана» (Чис.11,32). Хомер равнялся десяти батам.
† Бат. «Толщиною оно (медное море) было в ладонь… оно вмещало две тысячи батов» (3Цар.7.26). Бат равнялся десятой части хомера. В бате содержалось более четырёх наших вёдер. 40 батов равнялись 4 бочкам и 7,5 вёдрам.
† Гин. «Одного агнца приноси поутру… И десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца» (Исх.29,39-40). Гин равнялся шестой части бата. Следовательно, составлял шестидесятую часть хомера.
† Лог. «В восьмой день возьмет он двух овнов… и приношение хлебное, и один лог елея» (Лев.14,10). Лог - шестая часть чего-либо. По мнению раввинов, это двенадцатая часть гина.
† Хомер для сыпучих тел, или кор. «Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра» (Лев. 27,16). Эта мера равнялась 10 ефам, или 20 нашим четверикам.
† Летех. «И приобрел я ее себе за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и за полхомера ячменя» (Ос.3,2). Летех - это половина хомера, или кора; на наши меры - 10 четвериков.
† Ефа. «А гомор есть десятая часть ефы» (Исх.16,36). Ефа - десятая часть хомера; на наши меры равняется двум четверикам.
† Сеах. «Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином… и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов» (1Цар.25,18). По мнению раввинов, сеах - третья часть ефы, равняется 1,5 римским модиям.
† Гомор. «И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской» (Исх.16,32). Гомор - десятая часть ефы.
† Каб. « И был большой голод в Самарии… так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, а четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра» (4Цар.6,25). Каб, по мнению раввинов, это шестая часть сеаха.
Библейская энциклопедия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990 г.


Древне-еврейские меры длины, веса, объема

Единицы длины:

Тефах - примерно 9,336см;
сит - 18,672см;
зерет - 28 см;
ама (локоть) - 56,02 см;
канэ - 3,36 м;
хевель - 28,10 м;
рис, или эстада - 149,38 м;
миль - 1,12км;
парса - 4,48км;
дерех иом (дневной переход) - 44,81 км.

Единицы площади:

Бейт рова - 32,6 м2;
бейт кав - 130,7 м2;
бейт сеа - 784,3 м2;
бейт сеатаим - 1568,6 м2;
бейт летех - 11629,6 м2;
бейт кур - 23529,2 м2.

Единицы веса :

гера (маа) - 0,5975 г
зуз - 3,585 г;
шекель - 7,17 г;
шекель га-пкудим - 1,195 г;
шекель га-кодеш (села) - 14,34 г;
тертимер - 179 г.;
манэ итальки (итальянская мера) - 358,5 г;
манэ кодеш - 573,6 г;
кикар - 21,510кг.

Единицы объема и емкости:

Бейца (яйцо) - 91,6 см3;
рвиит (четверть) - 137,3 см3;
тейман - 274,7 см3;
лог - 549,4 см3 ;
кав - 2197,6 см3;
омер - 3955,3 см3;
гин - 6592,8 см3;
таркав - 6592,8 см3;
сеа -13184,4 см3;
эфа - 39553,3 см3;
летех - 197766,6см3;
кур - 395533,2 см3.

Согласно Мишне, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.

МЕРЫ длины, площади, объема и веса,
упоминаемые в русском тесте Библии.

Приводятся наиболее вероятные и округленные их величины.

Меры длины:

перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (Иез 40,5; ср. 2 Пар 3,3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
* Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад.
сажень 2 м,
трость 3 м,
стадия 200 м,
субботний путь 1-1,5 км; 2000 локтей (мера установлена на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне /Ис Нав 3,4/, а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам /Чис 35,5/),
поприще (в Мф 5,41) 1,478 км,
дневной путь 20-40 км

Возможно также, что упоминаемые в Библии такие меры как "шаг", "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень), "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой); "день пути", "некоторое расстояние", "не доходя несколько", "небольшое пространство земли" (евр. киврат-эрец, "мера земли", соотв. Быт 35,16; 48,7; 4 Цар 5,19) обозначают вполне определенное, но неизвестное нам расстояния.

Меры площади:
поле, участок - земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.

Меры объема:

1) сыпучих тел:

хомер (соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк") 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л

Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в Мф 5,15; Мк 4,1; Лк 11,33) - модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м.б. переводом слова ефа (Ам 8,5; Мих 6:10), а также сат (1Цар 25:18; 4Цар 7,1).
хиникс- 1,1 л;

2) меры жидкостей:

лог 0,3 л
фунт 0,5 л
каб 1,3 л
гин 4 л
бат, ефа 24 л
кор, хомер 240 л
бат = 0,1 хомера, ок. 22 л
ефа = бат, ок. 22 л.
гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л.
лог = 1/12 гина
1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;
мера в Ин 2,6 - греч. метретес (букв. "измеряющий").

В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2,6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

Меры веса:
талант (евр. кикар, "круг", "круглый кусок металла") = 3000 сиклей,
1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;
мина (евр. мане, мана, "часть", "доля") = 50 сиклей, 558,5 г - 610 г;
сикль (евр. шекель, "вес"); в разное время вес сикля = 11,17 - 12,2 г
полсикля (евр. бека "отрубленная") = 1/2 сикля, 5,59 г - 6,1 г;
гера (евр. "зерно") = 1/20 сикля, 0,92 г - 1,01 г.;
литра (греч.) = фунт (римский) = 327,45 (или 314) г.

Римская миля – 1,48 км.
Олокоттин был равен половине номисы (солида), золотой монеты в 4,55 гр.
Стиохе, мера площади (поля), около 0,2 га
Либр - Греческое название римского фунта (libra = 327,45 г.)
Масьюна (от лат. mancsio - привал, ночлег) - сирийская мера пути. Если допустить, что она эквивалентна упомянутому в Книге Чисел (11:31) "дневному пути", равному 44,5 км. (ЕЭ, XI, 428), то указанное в апокрифе расстояние от Кесарии Палестинской до Карфагена будет весьма близким к реальности.

Калькулятор мер

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА
кор (6 ), хомер (5 ) 10 еф 400 л (180 кг)
ЕФА (64 ) 10 гоморов 40 л (18 кг)
сата (2 ) 6 каб 13,3 л (6 кг)
гомор (6 ) 1/10 ефы 4 л (1,8 кг)
каб (1 ) 24 яйца 2,2 л (1 кг)
ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА
модий (1 ) 16 секстарий 8,74 л
хиникс (1 ) 2 секстария 1,1 л (450 г)
секстарий 2 котуле 0,55 л
котуле 0,27 л
* Красным цветом указано приблизительно сколько раз это слово употребляется в Библии.

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

хомер поклажа осла Основой мер сыпучих и жидкостей является хомер, хотя сам не является мерой для жидкостей. Самая большая мера для жидкостей - бат - в 10 раз меньше хомера. Выглядит довольно странно, что за эталон принимается не самая малая мера (как, например, гера - зёрнышко), а самая большая. Громоздкой меркой сложнее определить точную меру. Просто в этом Господь позволил людям иметь гибкость.
Разделим систему мер на две составляющие: мера продаваемого товара и мера серебра для оплаты этого товара. Сегодня система мер и весов товаров у нас очень точная. Деньги же, которыми мы оцениваем эту продукцию, не привязаны ни к чему. Мы пережили инфляции падения рубля более чем в 1000 раз. Бог же сделал наоборот, Он предпочёл некоторую гибкость оставить у товаров, а незыблемой сделать финансовую систему, чтобы защитить от инфляции. Божья система мудрее и дальновиднее. Она напоминает собой рессору, которая имеет лишь незначительную гибкость и это делает её самой надёжной частью машины. Она не гнётся под всяким давлением и не трескается при всяком резком толчке. Чсл 11:32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собрал, тот собрал 10 хомеров.. . 10 хомеров = 1800 кг = 10 поклаж осла, человек мог это принести за 70 (!) раз.
Число 10 означает много. В этом случае, когда мы понимаем цифры, они говорят сами за себя. Ос 31:2 И приобрёл я её себе за 15 серебряников и за 1,5 хомера ячменя. 1,5 хомера - где-то 270 кг ячменя или 5,5 мешков (по 50 кг).

кор 3Цар 4:2 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: 30 коров пшеничной муки, 5,4 тонн Всего около 16 тонн муки в день. Это сколько ж человек нужно, чтобы съесть всё это? Теперь для нас сколько-то понятно, какую бюрократическую систему развил Соломон и почему народ хотел снижения налогов.
При норме 450 грамм муки в сутки на человека, 30 коров накормит 12 000.

сата Быт 18:1-8(6) 3 саты лучшей муки (то есть 18 кг муки мелкого помола) Меня удивили некоторые вещи тех лет. Зарплата за день составляла драхму, на что семья могла прожить 3 дня, а вместе с тем самой ходовой монетой был тетрадрахм (4 драхмы). На эту сумму семья могла прожить 12 дней. Это указывает на иной стиль жизни. Мы сегодня раз в месяц затовариваемся, а потом что-то по мелочам подкупаем: хлеб, шоколад, жевательную резинку... В те времена таких мелочей не было, и всё закупалось преимущественно оптом. Потому в ходу больше были крупные суммы и большие меры (ефа, сата). 1Цар 25:18 Тогда Авигея взяла: 200 (!) хлебов, и 2 меха с вином, и 5 овец приготовленных, и 5 мер (в оригинале "сат"), и 100 (!) связок изюму, и 200 связок смокв, и навьючила на ослов. Здесь речь идёт либо о большом количестве (100, 200), либо о крупных вещах (мех вина, овца). Сата относилась к крупным мерам.
Другими словами сата не мелкая, а крупная мера и ею мерят не на кухне, а на оптовой базе. Авраам же распорядился отмерить муки не стаканами, а вёдрами (сатами).

гомор суточный паёк манны в пустыне Исх 16:36 А гомор есть десятая часть ефы. (1/3 саты).
Исх 16:18 И мерили гомором... В пустыне люди питались только манной и потребляли её по гомору в день. Саты хватало на троих. Но человек ест не только хлеб. Скажем, дневной паёк римской армии составлял 850 г пшеницы, сало и соль, иногда мясо и овощи. Итак, чем же потчевал гостей Авраам? Если бы он дал им только хлеба, то им бы и саты вполне хватило. Авраам дал им три. Кроме того, он подал на стол масло, молоко и телёнка. Самые голодные три человека и за день не съели бы всего этого. Другими словами "стол ломился от еды". И было чего дать им с собой в дорогу. Дело в том, что, подобно им, Авраам сам был пришельцем в этой земле, подобно им. Но Ханаанская земля встретила его голодом, и он вынужден был искать приюта в соседней стране. Авраам знал, что значит быть в шкуре этих людей. И сейчас ему доставляло удовольствие дать им то, о чём он мечтал в то время. Мт 13:33 женщина замесила 3 меры муки (в оригинале "саты") 1 сата - это количество муки для семьи на неделю. 3 саты - это около 18 кг. Где же замешивают такое количество? Обычная посуда слишком мала для этого, кто-то использует для таких дел корыто. То есть в притче говорится о максимально возможном представить для хозяйки количестве муки, и о закваске, ничтожно малого количества того же самого теста, только вскисшего.
То есть, пусть Мончегорск большой, но немногие горящие верующие способны сделать так, чтобы "вскисло всё".
ζυμη - квасить, от ζεω - кипеть.

каб самая малая мера сыпучих тел Самая малая мера сыпучих тел. Если мерят кабом, значит голодный год. Сегодня евреи говоря "каб", имеют в виду ничтожно малую меру. Что-то вроде того, как мы употребляем слово "лепта". В Библии встречается всего 1 раз. 4Цар 6:25 ослиная голова за 80 шекелей, 1/4 каба (250 г) голубиного помёта - 5 шекелей. Помёт являлся топливом. И когда мы измеряем дрова самой малой мерой? 4Цар 7:1 сата (6 кг) лучшей муки - 1 шекель, 2 саты (12 кг) ячменя - 1 шекель. Только зная меру веса можно понимать разницу.

ефа обычная мера на рынке - ефа (3 саты или 18 кг), чтобы 2 раза не ходить. Вт 25:13-15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная. Самой обычной мерой на рынке была ефа (3 саты или 18 кг), "чтобы 2 раза не ходить". Пр 20:10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера (в оригинале "ефа"), то и другое мерзость перед Господом. Мих 6:10 ...и уменьшенная мера (в оригинале "ефа"), отвратительна? Почему старались сделать ефу поменьше? Ведь этой мерой отдаёшь. Но Иисус учил нас давать мерой полною, утрясённою, переполненною.

гин мера египетского происхождения Лев 19:36 да будут у тебя весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Ефой мерили хлеб, гином вино и елей. Лев 23:13 гин вина
Исх 29:40 1/4 гина елея

ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

фунт Ин 19:39 Никодим... принёс состав из смирны и алоя, литр около ста.
Это было около 33 кг.
Ин 12:3 Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием.
Не мудрено, 1/3 литра парфюмерии (!).

модий хлебная мера Встречается в Библии только в одной притче (Мт 5:15, Мк 4:21, Лк 11:33 ). Мт 5:15 И зажегши свечу, не ставят её под СОСУДОМ (в оригинале "модий"), но на подсвечнике, и светит всем в доме.
По-русски это будет вроде: И зажегши свечу, не ставят её под ВЕДРОМ.

хиникс суточный паёк От 6:5-6 И когда он снял 3-ю печать, я слышал 3-е животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий МЕРУ в руке своей. И слышал я голос посреди 4-х животных, говорящий: ХИНИКС пшеницы за динарий, и 3 ХИНИКСА ячменя за динарий; 2218 ζυγος мера - коромысло весов, ярмо [от впрягать, связывать]. В отличие от истории из 4-й Царств, здесь не непосильно высокая цена, а то, что мы называем "от зарплаты до зарплаты". Денарий - плата за день работы, а хиникс - норма на день хлеба, причём на одного человека, а не на семью. Такая ситуация может продолжаться сколько угодно долго, то есть "кандалы". "От зарплаты до зарплаты" и "каждый сам за себя".

Меры длины в Ветхом завете

Локоть (евр. амма; Быт 6:15 и др.) - основная мера длины в Библии.

Пядь (евр. зерет; Исх 28:16; 39:9; 1 Цар 17:4; Иез 43:13).

Ладонь (евр. тофах или тефах; Исх 25:25 и др.).

Палец (евр. эцба; синод. «перст»; Иер 52:21). Наименьшая мера длины в Библии.

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца

1 пядь = пол-локтя = 3 ладони = 12 пальцев

Меры длины были приблизительными. В среднем локоть составлял 44-45 см, пядь - около 22 см, ладонь - около 7,5 см, палец - чуть меньше 2 см.

В книге Иезекииля (40:5; 43:13) в качестве меры длины упомянут локоть, отличный от обычного, - равный «локтю и ладони».

В Суд 3:16 говорится о кинжале длиной в гомед (синод. «локоть»). Более гомед в Библии не упоминается. Судя по контексту, гомед был короче локтя.

Меры площади в Ветхом завете

Цемед («парная упряжка») - участок земли, который можно вспахать за день на парной упряжке волов. Аналогичная римская мера площади - югер - составляла 1/4 гектара. Цемед упомянут в 1 Цар 14:14 и в Ис 5:10 (в Ис 5:10 в Синодальном переводе сказано просто «участок»).

На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

Меры объема сыпучих тел

Хомер (Лев 27:16; Числ 11:32; Ис 5:10; Иез 45:11, 13, 14 и Ос 3:2). Видимо, изначальный смысл этого слова - «поклажа одного осла». Равен 10 эфам.

Летех (синод. «полхомера»; только в Ос 3:2). Предположительно - половина хомера, т. е. 5 эф.

Эфа (синод. «ефа»; Исх 16:36 и др.). Основная мера объема сыпучих тел в Ветхом Завете.

Сеа (синод. «сата» или «мера»; Быт 18:6; 1 Цар 25:18; 3 Цар 18:32; 4 Цар 7:1, 16 и 18). Предположительно, равна 1/3 эфы.

Иссарон (Исх 29:40 и др.). Десятая часть эфы (так и в Синодальном переводе).

Омер (синод. «гомор»; только в Исх 16). Возможно, это объем зерна, получаемый при обмолоте одного снопа. Равен 1/10 эфы.

Кав (синод. «каб»; только в 4 Цар 6:25). Предположительно - 1/18 эфы.

Меры объема жидкостей

Бат (3 Цар 7:26 и др.).

Хин (синод. «гин»; Исх 29:40 и др.). Предположительно - 1/6 бата.

Лог (только в Лев 14). Предположительно - 1/72 бата.

Кор служил мерой объема как сыпучих тел (3 Цар 4:22; 5:11; 2 Пар 2:10; 27:5; Езд 7:22), так и жидкостей (3 Цар 5:11; Иез 45:14). Предположительно, кор равнялся хомеру.

В Иез 45:11 бат приравнен к эфе. Таким образом, получается единая система мер для сыпучих тел и жидкостей:

хомер = кор = 10 эф (батов);

эфа = бат = 1/10 хомера;

хин = 1/6 бата (эфы) = 1/60 хомера.

Судя по «Еврейским древностям» Иосифа Флавия, в его время (конец I в. н. э.) бат (как и эфа) примерно равнялся 39 л. Однако предполагают, что ранее, особенно в допленный период, значение этих мер объема было меньше (20-30 л или даже 10-20 л).

Меры веса в Ветхом завете

В эпоху Ветхого Завета в Сирии и Палестине основными мерами веса были талант (евр. киккар ) и сикль (евр. шекель ):

талант = 3000 сиклей (см. Исх 38:25-26).

Еще одна единица веса, мина (евр. мане; 3 Цар 10:17; Езд 2:69; Неем 7:71-72 и Иез 45:12), заимствована, по-видимому, из Вавилона, где была другая система мер веса:

талант = 60 мин = 3600 сиклей;

мина = 1/60 таланта = 60 сиклей;

сикль = 1/60 мины = 1/3600 таланта.

Из единиц веса, меньших сикля, в Ветхом Завете упомянуты бека (синод. «полсикля»; Быт 24:22 и Исх 38:26) и гера (Исх 30:13; Лев 27:25; Числ 3:47; 18:16 и Иез 45:12):

бека = 1/2 сикля;

гера = 1/20 сикля.

Меры веса варьировались от страны к стране и от эпохи к эпохе. Вавилонский талант ок. 30 кг, вавилонская мина - ок. 500 г, вавилонский сикль - ок. 8,3 г.

Найденные в Иудее гирьки VIII-VII вв. до н. э. свидетельствуют о существовании в ту пору следующих единиц веса: сикль (шекель) - ок. 11,5 г, бека - ок. 6 г, нецеф (в Библии не упоминается) - немного менее 10 г, пим (упоминается единственный раз в 1 Цар 13:21, но в Синодальном переводе это упоминание опущено) - чуть менее 8 г.

В Быт 33:19; Нав 24:32 и Иов 42:11 упомянута кесита (синод. «кесита» или «монета»). Возможно, это единица веса. Впрочем, Септуагинта (древний греческий перевод Ветхого Завета) передает это слово как «овца».

Меры длины в Новом Завете

Греческие меры длины

Палец (греч. дактюлос; в Библии не упоминается) - ок. 1,85 см.

Ладонь (греч. палайсте; в Библии не упоминается) = 4 пальца - ок. 7,4 см.

Фут (греч. пус; в Библии не упоминается) - ок. 29,6 cм.

Локоть (греч. пехюс; Мф 6:27; Лк 12:25; Ин 21:8 и Откр 21:17) = 6 ла-
доней = 24 пальца - ок. 44,4 см.
Cажень (греч. оргюя; Деян 27:28) = 4 локтя = 6 футов - ок. 179 cм.

Плетр (греч. плетрон; в Библии не упоминается) = 100 футов - ок. 29,6 м.

Стадия (греч. стадион; Лк 24:13; Ин 6:19; 11:18; Откр 14:20; 21:16) = 100 саженей = 6 плетров - ок. 179 м.

Некоторые из этих мер (палец, ладонь, локоть) не отличались от ближневосточных.

Римские меры длины

Пасс (лат. passus, «двойной шаг»; в Библии не упоминается) - ок. 1,48 м.

Миля (лат. mille passuum; греч. милион; синод. «поприще»; Мф 5:41) = 1000 пассов - ок. 1480 м.

Меры объёма в Новом Завете

Греческие меры объема сыпучих тел

Медимн (греч. медимнос; в Библии не упоминается) - ок. 52,5 л.

Хиникс (греч. хойникс; Откр 6:6) = 1/48 медимна - ок. 1,1 л.

Греческие меры объема жидкостей

Метрет (греч. метретес; синод. «мера»; Ин 2:6) - ок. 39,4 л.

Хой (греч. хоос; в Библии не упоминается) = 1/12 метрета - ок. 3,28 л.

Котила (греч. котюле; употреблялась и как мера объема сыпучих тел; в Библии не упоминается) = 1/144 метрета - ок. 0,27 л.

Римские меры объема в Новом Завете не упоминаются.

Меры веса в Новом Завете

Греческие меры веса

Талант (греч. талантон) = 60 мин = 6000 драхм - ок. 26 кг.

Мина (греч. мна) = 1/60 таланта = 100 драхм - ок. 435 г.

Драхма (греч. драхме) = 1/100 мины = 1/6000 таланта - ок. 4,35 г.

И талант, и мина, и драхма встречаются в Новом Завете - но не как меры веса, а как денежные единицы (цена соответствующего количества серебра). С началом чеканки монет слово драхма стало обозначать в греческом языке также и серебряную монету весом в одну драхму (см. раздел «Монеты»).

Римские меры веса

Фунт (лат. libra; греч. литра; синод. «фунт» или «литра»; Ин 12:3; 19:39) = 12 унций - ок. 327 г.

Унция (лат. uncia; в Библии не упоминается) - ок. 27 г.

Монеты

Персидские монеты

Персидские цари чеканили золотые дарики весом около 8,3 г. Под евр. адарконим (Езд 8:27 и 1 Пар 29:7) и, возможно, также под даркемоним (Езд 2:69 и Неем 7:70-72) имеются в виду персидские дарики (в Синодальном переводе в этих местах - «драхмы»).

Греческие монеты

С начала V в. до н. э. по всему Средиземноморью расходятся греческие серебряные монеты: драхмы (Лк 15:8-9), дидрахмы (монеты достоинством в две драхмы) и тетрадрахмы (монеты достоинством в четыре драхмы). Афинские тетрадрахмы весили около 17,5 г.

Эллинистические правители, начиная с Александра Македонского, чеканили статеры - монеты из золота или электра (сплава золота с серебром) весом в две драхмы. Позднее статеры чеканились также и из серебра.

Мелкой монетой служил обол (греч. оболос; 1/6 драхмы). Сперва обол чеканили из серебра, впоследствии - из меди. Самая мелкая монета называлась халк (греч. халкус - «медяшка»; 1/8 обола).

Римские монеты

Денарий (лат. denarius; греч. денарион; синод. «динарий»; Мф 18:28 и др.) - серебряная монета, примерно равная по стоимости греческой драхме.

Сестерций (лат. sestertius; в Библии не упоминается) = 1/4 денария. Первоначально сестерций чеканился из серебра, а в эпоху Нового Завета - из меди.

Асс (лат. as; греч. ассарион; синод. «ассарий»; Мф 10:29 и Лк 12:6) первоначально равнялся 1/10 денария, а в эпоху Нового Завета - 1/16 денария. Медная монета.

Квадрант (лат. quadrans; греч. кодрантес; синод. «кодрант»; Мф 5:26 и Мк 12:42) = 1/4 асса. Мелкая медная монета (весом около 1 г).

Право чеканки серебряных монет давалось в римском государстве лишь крупным городам. Медные монеты чеканились шире (в частности, и в Иудее).

Монеты городов восточного Средиземноморья

Монеты Тира и Сидона следовали греческим стандартам. Тирский серебряный сикль (шекель) соответствовал греческой тетрадрахме. Согласно позднейшим свидетельствам, иудеи платили подать на иерусалимский Храм тирскими монетами. Статер (синод. «статир»), упомянутый в Мф 17:27, - это, по-видимому, тирский сикль, а дидрахма в Мф 17:24 - тирская монета в полсикля. Под «сребрениками», которые получил Иуда, также, скорее всего, имеются в виду тирские сикли.

Самая мелкая монета, упомянутая в Новом Завете, называется лепта (греч. лептон - «мелочь»; синод. «лепта» или «полушка»; Мк 12:42; Лк 12:59 и 21:2). Про нее говорится, что она равна половине квадранта.

Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.

Еврейские монеты

Самые древние еврейские монеты (с надписью «Иудея») датируются первой половиной IV в. до н. э. Эти монеты - серебряные. Затем чеканка монет в Иудее прекратилась и возобновилась лишь в конце II в. до н. э., при Хасмонеях.

Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66-73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.

Еврейский календарь

Еврейский календарь - лунный: появление на небе серпа новой луны означает начало нового месяца. Промежуток между новолуниями приблизительно равен 29 1/2 суткам, и поэтому еврейский месяц длится 29 или 30 дней.

Двенадцать таких месяцев составляют 354 дня (согласно традиционному еврейскому календарю, год может длиться 353, 354 или 355 дней). Чтобы лунный календарь не слишком расходился с солнечным годом (чтобы весенние месяцы приходились на весну, летние - на лето и т. д.), время от времени - примерно раз в три года - последний месяц еврейского календаря повторяется: после него вставляется еще один месяц, с тем же названием - адар. Такой «високосный» год может длиться 383, 384 или 385 дней.

Таким образом, одно и то же число по еврейскому календарю в разные годы приходится на разные числа нашего, солнечного календаря. В приведенной ниже таблице показано, на какие месяцы нашего календаря приходится тот или иной еврейский месяц.

В Исх 12:2 предписано начинать новый год весной - с месяца авив, который позже получил название нисан. Однако издревле существовала и другая традиция - начинать новый год осенью, когда соберут урожай (она отражена в Исх 23:16 и 34:22, где сказано, что праздник собирания плодов совершается «в конце года»). Именно эта традиция восторжествовала в позднейшем иудаизме: Новым годом (евр. Рош ха-Шана) считается 1-е число осеннего месяца тишри (в Ветхом Завете на этот день приходится «праздник труб»).

Праздники

В Исх 23:14-17 и Исх 34:18-24, а также во Втор 16 перечислены три главных праздника древнего Израиля.

(1) Праздник опресноков (т. е. пресных хлебов, евр. маццот). В Исх 12-13 он связан с праздником Пасхи (евр. Песах): оба праздника служат напоминанием об уходе израильтян из Египта. Во Втор 16:1-8 праздник опресноков и Пасха слиты воедино.

(2) Праздник жатвы первых плодов. В Исх 34:22 он называется также праздником седмиц (т. е. недель; евр. Шавуот), во Втор 16:9-12 - только «праздником седмиц». В Новом Завете этот праздник называется Пятидесятницей (Деян 2:1; 20:16 и 1 Кор 16:8).

(3) Осенний праздник собирания плодов. Во Втор 16:13-15 он называется праздником кущей (т. е. шалашей; евр. Суккот).

Наиболее полный обрядовый календарь древнего Израиля содержится в Лев 23 и Числ 28-29. Помимо трех главных праздников (Пасхи/опресноков, седмиц и кущей) он включает субботы, новомесячия (первый день каждого месяца), праздник труб (первый день седьмого месяца) и день очищения (евр. Йом киппурим; см. также 16-ю главу книги Левит). Кроме того, в Лев 23:10-13 описан обряд возношения первого снопа (именно от этого дня отсчитывают семь недель до праздника седмиц).

В Числ 9:10-12 дано предписание о второй Пасхе - для тех, кто не смог совершить первую.

Позднее еврейский календарь пополнился постом в память о разрушении Храма, праздником Пурим (в память о спасении евреев от Амана; Есф 9:17-32) и праздником Ханукка (в память об очищении иерусалимского Храма при Иуде Маккавее; 2 Мак 10:1-8; в Ин 10:22 - «праздник обновления»).

К первым векам н. э. еврейский календарь в основных чертах приобрел свой теперешний вид.

Названия месяцев

В Библии мы встречаем три системы обозначения месяцев.

(1) Чаще всего месяцы называются просто по их порядковым номерам (первый - весенний месяц авив/нисан).

(2) При описании строительства Соломонова храма используются ханаанейские названия: зив (синод. «Зиф»; 3 Цар 6:1, 37), этаним (синод. «Афаним»; 3 Цар 8:2) и бул (3 Цар 6:38). Возможно, название месяца авив (Исх 13:4; 23:15; 34:18 и Втор 16:1) - тоже ханаанейского происхождения.

(3) В поздних книгах Ветхого Завета используются вавилонские названия: нисан (Неем 2:1 и Есф 3:7), сиван (Есф 8:9), элул (синод. «Елул»; Неем 6:15), кислев (синод. «Кислев» или «Хаслев»; Неем 1:1 и Зах 7:1), тевет (синод. «Тебеф»; Есф 2:16), шеват (Зах 1:7) и адар (Езд 6:15; Есф 3:7,13; 8:12; 9:1,15,17,19 и 21). Именно вавилонские названия месяцев закрепились в еврейской традиции.

Сутки, деление дня и ночи

При определении срока субботы и прочих праздников сутки у евреев считаются от одного захода солнца до другого. Таким образом, субботний покой начинается на закате в пятницу и заканчивается на закате в субботу. День очищения - это десятый день седьмого месяца (Лев 16:29; Числ 29:7), но начинается он вечером девятого числа (Лев 23:32).

День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:

третий час - середина утра;

шестой час - полдень;

девятый час - середина вечера;

двенадцатый час - закат.


Самое обсуждаемое
Уход, который нам нужен: качественная косметика украинского производства Уход, который нам нужен: качественная косметика украинского производства
Идеи и примеры сережек из бусин Идеи и примеры сережек из бусин
С какими болями может столкнуться беременная женщина - основные виды болей при беременности, их причины и особенности Витамины для ребенка С какими болями может столкнуться беременная женщина - основные виды болей при беременности, их причины и особенности Витамины для ребенка


top