Вербальные и невербальные средства общения. (буквально "лечение души") комплексное вербальное (словесное) и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях Комплексное ве

Вербальные и невербальные средства общения. (буквально

Невербальные средства влияния. Тесно связанные со стимулами, ориентированными на анализаторы, невербальные компоненты обще­ния являются весьма важными при оказании психологического влия­ния. Функции, которые они выполняют, очень многообразны, и это связано с несколькими причинами, к числу которых относится то, что невербальные средства общения:

* исторически более древние, нежели вербальные;

» непосредственно внешне проявляют внутренний мир индиви­
дуума;

» стандартизированы и стереотипизированы;

» интерпретируются как знаковые;

» приобретают символическую нагрузку;

» выявляют особый смысл ситуации общения;

» позволяют создать системы знаков в силу своей экспрессивности;

* выступают в качестве исполнительного действия;
» образуют моторные гештальты;

» являются средством формирования образа через гештальт.


К числу невербальных средств влияния обычно относят следующие:

1) визуально-кинетические или паравербальные характеристики,
выступающие как отражение психосоматического состояния
субъекта, степени его эмоциональной напряженности:

* тембр; » темп; » ритм;

2) кинетические или экспрессивно-двигательные характеристики:
» такесические;

» проксемические;

» тактильно-кинетические;

3) аудиально-акустические или интонационно-фонетические ха­
рактеристики, связанные со смысловым акцентированием и вы­
ступающие как один из приемов фасцинации, направленной на
минимизацию потерь семантической информации:

» акустической; » ритмической; » семантической.

Строго говоря, только прием акустической фасцинации может быть отнесен к интонационно-фонетическим характеристикам невербаль­ного влияния, а ритмическая и семантическая, скорее, могут быть вы­делены в отдельную группу. Интонирование же свидетельствует толь­ко об использовании приема фасцинации.

Психологическое влияние с помощью невербальных средств изу­чалось во множестве исследований, в том числе Н. В. Введенским, Е. А. Ермолаевой, Г. А. Ковалевым, В. С. Собкиным, Н. И. Смирновой и др., полученные результаты были обобщены В. А. Лабунской, перечис­лившей функции невербального поведения. На основании этих работ выделяются представляющиеся наиболее важными следующие из них:

» создание образа партнера по общению;

» манифестация психологического содержания сообщения с опе­режением;

* регуляция пространственно-временных параметров общения;

« поддержание оптимального уровня психологической близости

в общении;

» камуфлирование характеристик системы «Я» личности; « идентификация партнеров по общению;

* стратификация в социуме;


» обозначение статусно-ролевых отношений;

* выражение качества взаимоотношений партнеров по общению;
« формирование и изменение отношений партнеров по общению;
» проявление актуальных психических состояний;

» минимизация вербального сообщения и речевого общения;

» уточнение вербального сообщения;

» усиление эмоциональной насыщенности вербального сообщения;

» контролирование аффекта;

» нейтрализация аффекта;

» привнесение социальной значимости в аффективное отношение;

* регуляция процесса возбуждения;

* облегчение и разрядка возбуждения;

» индикация психомоторной активности субъекта.

Именно способность невербальных компонентов общения к олицет­ворению, выражению, обозначению, изменению, номинации, коррек­ции, возможность для них выступать как способ отреагирования приводит к продуктивности их использования в качестве средства психологического влияния.

Следует заметить, что существует весьма интересный аспект этой те­мы, а именно вопрос соответствия целей психологического влияния в общении и средств, используемых для их реализации, в том числе не­вербальных. Как правило, в общении преобладают все же вербальные средства, а невербальные, лишь сопровождая их, остаются неосознанны­ми, а следовательно, и не регулируются. Понятно, что продуктивность их использования при этих условиях ниже, чем она могла бы быть при целенаправленном, осознанном и регулируемом употреблении. Осо­знаются они лишь при следующих обстоятельствах необходимости:

» микширования эффекта вербального влияния;

» смещения акцента в сообщении;

» замещения речевого средства;

» уточнения или изменения смысла сообщения;

» усиления эмоциональной окраски сообщения;

» демонстрации различий статуса партнеров;

» поддержания оптимальной дистанции;

» маскировки намерений и проявлений.

При этом ситуация противоречия задачи общения, решаемой с осо­знанным применением вербальных средств и неосознанных чувств,


проявляемых невербально, приводит к возникновению диссонанса, который:

* демонстрирует намерения источника сообщения;

» уменьшает ценность вербального сообщения;

» становится причиной изменения отношений между партнерами;

» создает ситуацию оппозиции партнеров;

» снижает уровень доверия к источнику.

Как видим, в таком случае невербальные средства влияния могут снизить эффективность влияния путем обесценивания сообщения, передаваемого вербально, или искажения его смысла.



Подводя итоги, следует сказать, что при всей ценности и значимо­сти невербальных средств общения и влияния они в силу не всегда возможного произвольного контроля часто привносят в общение вы­раженные побочные эффекты, что приводит к снижению продуктив­ности психологического влияния в его рамках.

Вербальные средства влияния. Относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипу­лирование. Тем не менее при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограни­ченном числе ситуаций.

Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздей­ствия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопут­ствующих невербальных элементов, в частности:

1) в случае устной речи:

» внешние визуальные характеристики субъекта влияния;

» паралингвистические компоненты его речи;

» экстралингвистические компоненты его поведения;

* проксемические компоненты его поведения;

* кинетические компоненты его поведения;
» такесические компоненты его поведения;

ф визуалистические компоненты его поведения;

2) в случае письменной речи:

* особенности пространственного расположения;
« особенности цветопередачи;

» особенности графики; » особенности дизайна.


Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами:

1) влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от
потребностного и деятельностного контекста - статуса партнеров
по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия;

2) привлечения к совместной деятельности.

Итак, вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в со­вокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информацион­ного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться:

* к воображению объекта;

« к его эмпирическому опыту;

* к конкретному состоянию;

» к актуальному переживанию.

Реакция адресата на сообщение специфична и зависит от осмысле­ния им содержания в личностном контексте, ложась в последующем в основу развития многих регуляторов его поведения. Возможен и ва­риант переживания адресатом сообщения когнитивного диссонанса, возникающего вследствие появления противоречий между старыми представлениями и новой информацией.

Таким образом, можно выделить следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач:

* формирование совместно с другими средствами целостного и внут­
ренне единого комплекса средств влияния, продуктивность при­
менения которых находится в прямой зависимости от непроти­
воречивости и сочетаемости его компонентов;

» выступление в качестве средства осознания и выражения систе­мы «Я>> индивидуума;

* исполнение роли элемента процесса коммуникации как переда­
чи информации;

» выступление в качестве средства удовлетворения потребностей;

* осуществление знаковой функции в контексте других средств
влияния.

Последняя позиция является принципиально важной для пони­мания роли вербальных средств влияния в контексте общения и пси­хологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не


только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впо­следствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конк­ретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения со­храняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов:

» образов;

» символов;

» символических действий;

» знаков;

* вербальных форм.

Подводя промежуточный итог, отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной явля­ется опора на знаковую, опосредующую функцию слова.

Таким образом, понимание текста в качестве продукта деятельно­сти субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминоло­гии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, кото­рая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализа­ции коммуникативно-познавательных задач.

Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варь­ирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партне­ров по общению варьирование выражений становится:

» средством речевого воздействия - при осознании субъектом и неосознании объектом;

» средством анализа субъекта - при осознании объектом и неосо­знании субъектом;

« средством речевого противостояния - при осознании субъектом и объектом.

В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе созда­ния и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами: « лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знако­вых средств;

» экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами

реализации коммуникативных интенций.

При анализе механизма вербального влияния невозможно обой­тись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризу-


ем теорию речевого воздействия, основные положения которой гла­сят, что:

* субъекты взаимодействия используют разные, но отождестви-
мые способы передачи информации, а использование разных
средств для передачи конкретной информации номинируется
как вариативная интерпретация действительности;

* существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (ус­
тановочный) компоненты
информации, размещение семанти­
ческой информации именно в установочном компоненте стано­
вится важным способом влияния;

» следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингви­стической предпосылкой вариативной интерпретации действи­тельности.

Средствами вариативной интерпретации действительности, способ­ными играть Бездейственную роль, то есть оказывать психологичес­кое влияние, могут быть:

» выражения, подменяющие рациональную составляющую в по­строении образа эмоциональной, - метафоры, неологизмы, жар­гонизмы;

» лексическое отражение положения доминирования-подчинения; » синтаксические трансформации с изменением соотношения се­мантических полей; » изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее

внимание;

» вопросы - установочные, риторические, в форме просьбы. Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндера о мета- и трансфор­мационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпрета­ции действительности следующим образом:

» аннулирующее преобразование - умалчивание существенного;

* фингирующее преобразование - введение лишнего;

* индефинитизирующее преобразование - замена обобщенным;

* модальное преобразование - привнесение гипотетичности.
Подводя итоги, можно констатировать, что вследствие действия

механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблужде-


ние без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использова­нием семантических средств.

В рамках освещения характера вербальных средств влияния оста­лось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действи­тельности следующие варианты:

1) внушение- как бесконфликтное принятие информации при
снижении ее сознательного анализа и некритическом отноше­
нии, согласно представлениям В. М. Бехтерева, К. И. Плато­
нова, Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы:

* фонетико-фонологический;
« лексический;

* синтаксический;

» макроструктурный;

2) убеждение - как обращение к собственному критическому суж­
дению путем отбора, логического упорядочивания фактов и вы­
водов на основании личного опыта.

Иногда выделяется еще и информирование - как наиболее ней­тральная для личности подача информации, когда внимание не фик­сируется на задаче психологического влияния на человека и сохраня­ется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью про­цесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния.

Все эти варианты вербального влияния представляют разнообраз­ные возможности использования механизмов вариативной интерпре­тации действительности. Целью их применения, как правило, являет­ся сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте - информировании, самосто­ятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как :

» недоступность разнообразных источников информации;

» фрагментарность ее подачи;

» отсутствие навыков анализа у объекта;

» отсутствие критической установки в отношении конкретных источников;

» недостаточно высокий уровень интеллекта объекта.

При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как :


* обеспечение высокой плотности информации;
» разнообразие информации;

* глубина информации.

Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психоло­гического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей:

* скрытия коммуникативного намерения для реализации истин­
ного, а не декларируемого;

» создания приемлемого образа действительности;

* структурирования аргументации для повышения убедительно­
сти аргументов.

Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимо­действие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса пси­хологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодопол­няемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относят­ся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклек­тичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктив­ность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эф­фектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.


ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительные качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура вербального общения








Разнообразные приемы вербального общения выполняют сразу несколько функций: Коммуникативная. Язык – основное средство общения, дающее возможность полноценно взаимодействовать с себе подобными; Познавательная. Язык – признак сознательности. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с его помощью; Эмоциональная. Язык – одно из средств выражения чувств и эмоций. Интонация при разговоре помогает нам выразить свое отношение к чему-либо.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Научно доказано, что методы вербального общения доносят лишь около 40 % информации до слушателя. Однако без него сложно представить нормальную коммуникацию. Тем, кто вынужден по долгу службы часто общаться с различными людьми, необходимо научиться строить взаимоотношения и стремиться к взаимопониманию. В этом вам помогут следующие приемы вербального общения:


Приёмы вербального общения: «Имя собственное». Старайтесь обращаться к собеседнику по имени: многие из нас воспринимают это как заинтересованность нашей личностью; «Зеркало отношений». Хотите расположить к себе человека? Используйте при разговоре приятное выражение лица и улыбку, которые непременно передадутся и собеседнику;


Приёмы вербального общения: «Золотые слова». Полезный прием вербального общения – использование комплиментов по отношению к человеку. Главное здесь не переусердствовать и делать это искренне; «Терпеливый слушатель». Собеседник обязательно оценит вас, если вы проявите внимание и терпение при разговоре, выслушаете его проблему и точку зрения; «Личная жизнь». Неподдельный интерес к жизни собеседника (увлечения, хобби, работа и т.д.) непременно помогут наладить контакт с человеком.


Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Таксика Проксемика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации


Невербальные средства общения К невербальным средствам общения относятся жесты и позы, мимика, выражение лица и манеры держаться, а также тактильно-мышечные формы (пожатие рук, прикосновения и т.д.). Язык тела раскрывает то, чего человек не говорит словами. Порой знание приемов невербального общения помогает понять, обманывает вас собеседник или говорит правду


Невербалика имеет импульсивный и бесконтрольный характер, отражая внутренние эмоции и чувства собеседника. Как и вербалика, методы невербального общения в значительной мере помогают завоевать расположение слушателя, найти общий язык и завязать крепкие отношения. Рассмотрим некоторые из них.


Необходимо запомнить! Выражайте свое сопереживание не при помощи невнятных звуков («м-м-м», «угу» и т.д.), а путем полноценных эмоциональных реплик («как интересно!», «вот это да, неужели!» и т.д.); Говорите с людьми на понятном для них языке. У каждого доминирует один из каналов восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический), поэтому при разговоре используйте то, что близко собеседнику.


Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений. Между этими системами существует определенное сходство: они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей; уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека; интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной.

Невербальное речевое воздействие


Невербальное речевое воздействие - это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, расстояния до собеседника и др.). невербальное общение - такое же средство передачи информации от человека к человеку, как и вербальное общение (словесное), только невербальная коммуникация пользуется другими средствами.

Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют ее (в таких случаях говорят - «понятно без слов»).

Невербальные сигналы выполняют следующие функции:

·Передают информацию собеседнику;

·Воздействуют на собеседника;

·Воздействуют на говорящего (самовоздействие).

Во всех этих трех функциях невербальные сигналы могут использоваться говорящим сознательно или бессознательно.

Соотношение вербальных и невербальных сигналов в общении

В процессе общения в целом вербальные и невербальные факторы речевого воздействия взаимосвязаны самым тесным образом, однако есть и определенная асимметрия в их роли на разных этапах акта коммуникации.

Так, по мнению большинства лингвистов, невербальные факторы коммуникации имеют большое значение на этапе знакомства людей друг с другом, на этапе первого впечатления и в процессе осуществления категоризации.

По данным Петровой Е.А., при знакомстве, в первые две секунды общения 92% получаемой собеседниками информации передается невербально. По ее же данным, основная информация о взаимоотношениях людей передается собеседниками друг другу в первые 20 минут общения.

Количество невербальных сигналов очень велико. Существует около 1000 невербальных сигналов (по данным А. Пиза). Некоторые ученые полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причем у отдельных сигналов есть несколько вариантов: около 1000 поз, около 20 тысяч выражений лица.

А. Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: профессор А. Мейербиан отводит словесной информации 7%, интонации 38% и невербальным сигналам - 55%; Профессор Р. Бердвиссл отводит 35% словесным факторам и 65% несловесным. Сам А. Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, то есть предметной информации, а невербальный канал для обсуждения межличностных отношений. Отмечено так же, что невербальный сигнал несет примерно в пять раз больше информации, чем вербальный.

Женщины лучше, чем мужчины распознают невербальные сигналы, особенно развита эта способность у тех, кто воспитывает маленьких детей.

Конгруэнтность - соответствие смысла вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности, если смысл невербального сигнала противоречит смыслу вербального сигнала, люди склонны верить невербальной информации. Так, если человек рубит воздух кулаком и горячо говорит, что он за сотрудничество, за то, чтобы найти общее согласие, то публика наверняка ему не поверит из-за агрессивного жеста, противоречащего содержанию вербальной информации.

Невербальные сигналы многозначны, как и слова. К примеру, невербальный сигнал «кивок головой» в зависимости от контекста употребления может означать - согласие, внимание, узнавание, приветствие, признательность, благодарность, разрешение, побуждение и т.д.

По наблюдениям Е.А. Петровой, при официальном общении жесты приближаются к национально-культурным нормам, при неформальном общении проявляется их индивидуальность. Невербальная коммуникация наиболее активна у человека в детском и молодом возрасте, с увеличением возраста носителя языка она постепенно ослабевает.

Виды невербальных сигналов

Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов.

Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения.

Выделяют следующие виды невербальных сигналов:

.Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)

.Язык телодвижений:

·Взгляд;

·Мимика;

·Жесты и позы;

·Осанка;

·Стойка;

·Посадка;

·Движение;

·Походка;

·Физические контакты;

·Манипуляции с предметами.

.Сигналы пространства:

·Дистанция;

·Горизонтальное расположение;

·Вертикальное расположение.

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего

Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, то есть повысить эффективность общения.

Среди невербальных сигналов, повышающих эффективность речевого воздействия человека, могут быть выделены несколько факторов. Каждый фактор объединяет однотипные сигналы. Например, такой фактор речевого воздействия, как фактор взгляда, объединяет функции различных видов взглядов, и, изучив этот фактор, мы научимся правильно использовать взгляд в процессе общения. Фактор адресата объединяет приемы эффективного воздействия на разных адресатов (собеседников): приемы воздействия на мужчин, женщин, старшее поколение, образованных, малообразованных людей и т.д.

Фактор внешности

Одежда

Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов. Усиливают воздействия высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного. Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Короткая прическа мужчины говорит о его деловитости, невысоком интеллекте, длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности.

Силуэт

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, а шарообразный силуэт, мягкие свитера, джинсы наоборот, ослабляют коммуникативную позицию говорящего. Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Физическая привлекательность

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными (хотя это далеко не так, часто бывает наоборот, но в американском эксперименте мужчины оценивали сочинения, написанные женщинами, которые приложили к своим сочинениям свои фотографии, и более красивые женщины получили более высокую оценку). При этом, однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым. Все ощущают, что находясь рядом с привлекательными людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.

Фактор взгляда

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени на собеседника, он понимает, что нравится нам.

Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.

При продолжительном общении этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо, не фиксирую внимание на глазах собеседника. Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление враждебности - не надо смотреть слишком пристально ни на кого.

При решении деловых вопросов надо использовать деловой взгляд - направленный на треугольник «глаза - нос», это создает впечатление серьезности намерений.

При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже - на треугольник «глаза - рот», такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд ниже, от глаз до груди, называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Взгляд искоса обычно говорит об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то говорит об интересе. Если же он соединяется с опущенными бровями, нахмуренными бровями, или уголки рта опущены, то это говорит о подозрительном, либо ироническом отношении.

Если собеседник вам неприятен, пытается оказать на вас давление - смотрите ему в «третий глаз» - на переносицу. Этим вы усиливаете свою коммуникативную позицию и ослабляете коммуникативную позицию собеседника.

Фактор физического поведения

Это - язык мимики и телодвижений. Данный фактор предполагает правильное использование мимики, жестов, поз.

Мимические сигналы

Мимика - это выразительные движения лица.

Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка.

Улыбка в общении выполняет следующие функции:

·Характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков;

·Вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника;

·Поднимает настроение самому говорящему;

·Стимулирует продолжение контакта;

·Тренирует около 40 мышц лица;

·Уменьшает болевые ощущения.

Признак искренней улыбки - подвижность бровей в момент улыбки.

Сигналы жестов и поз

Жесты - динамические выразительные движения тела.

Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест.

Жестовые сигналы делятся на следующие типы:

·Оценочные: позитивные, негативные;

·Сигналы отношения;

·Сигналы намерений;

·Сигналы состояний;

·Риторические: усилительные, изобразительные указательные.

Рассмотрим эффективность некоторых видов невербальных сигналов. Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к србеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движение кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед.

Важны правильные риторические жесты - прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не должны быть скрещены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Авторитарные позы - это позы, которые демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать давление на собеседника. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки» и некоторые другие. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно.

Осанка должна быть непринужденной, спина не должна быть сутулой (признак неуверенности), позвоночник должен быть прямым.

Стойка, при которой левая нога выставлена вперед, рассматривается как агрессивная (для замаха, удара), выставленная вперед правая нога - сигнал готовности к контакту, сигнал доверия. Нельзя демонстративно скрещивать ноги - это негативный сигнал. Целесообразно немного поднимать вверх подбородок - это придает уверенности самому говорящему и читается собеседником как уверенность собеседника в собственной правоте.

Посадка - лучше всего сидеть, не скрещивая ноги, садиться на все сиденье, не расставлять широко ног, не класть руки на живот. Голова чуть вперед, слегка приоткрытый рот - признак внимания к собеседнику.

Движение в процессе общения надо тоже правильно использовать. Во время выступления перед аудиторией рекомендуется наклоняться в сторону аудитории, протягивать руки в сторону слушателей, выходить к ним из-за трибуны, прохаживаться по аудитории.

Походка тоже выполняет знаковые функции. Производит положительное впечатление умеренно энергичная походка, бодрость движений. Не следует на ходу держать руки в карманах - это воспринимается как проявление скрытности, неуверенности.

Фактор организации пространства общения

Этот фактор объединяет сигналы, связанные со значимым расположением собеседников относительно друг друга.

Дистанция общения - чем ближе, тем эффективней. Но подходить ближе 40-50 см не рекомендуется, это интимная зона человека, и он рассматривает вторжение в нее других как покушение на собственную свободу и неприкосновенность.

В целом замечено, что люди склонны общаться с теми, кто ближе пространственно. Если люди хотят общаться - подходят друг к другу, не хотят - не подходят или даже отходят.

Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанцию общения: легко подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновь подходит и т.д.

Умеренный пространственный экспансионизм (стремление сокращать дистанцию до собеседника) также повышает эффективность речевого воздействия: несколько вытянуть вперед ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сидит собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам, окружающим собеседника.

Пространственная близость заставляет людей игнорировать недостатки друг друга, быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу. С соседями, в общем, обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми или территориально более удаленными людьми.

Горизонтальное расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.

Вертикальное расположение, чем выше, тем эффективней («закон вертикального доминирования»). Высокие люди всегда кажутся авторитетней, цари не случайно сидят на тронах и носят короны - они стараются казаться как можно выше, их и называют ваше высочество, ваше величество. По этой же причине военные носят высокие шлемы и фуражки.

Выступать поэтому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное. Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой - она зрительно увеличивает сидящего. Стоящий около стула убедительнее сидящего на стуле собеседника, сидящий на краю кровати - убедительнее лежащего на кровати.

Влияет на эффективность общения и само место общения. Существует «закон темного угла»: в темном, тесном помещении с низким потолком легче убеждать, чем в большом и светлом. Если ограничить подвижность собеседника и разговаривать с ним, «зажав в угол», коммуникативная позиция собеседника будет ослаблена.

Влияет на эффективность общения и принадлежность территории - легче убеждать человека, явившись на его территорию, например, к нему домой.

Если начальник вызывает подчиненного к себе для разговора - это демонстрация силы, дистанции, давление на него. Если разговор идет на нейтральной территории - это демонстрация равенства так лучше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуждались, и имеется настрой на их решение. Разговор на территории собеседника эффективен, когда приход к нему является неожиданным, без предупреждения.


Список литературы

1.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

2.Голуб И.Б. Риторика: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

4.Стернин И.А. Практическая риторика. - Воронеж, 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью исследования является комплексное изучение делового общения, как вербального и невербального. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В психологии принято рассматривать общение, как особый вид психологической деятельности, результатом которого является образование и изменение в когнитивной (образов, впечатлений, понятий, представлений и т.д.) эмоциональной сфере личности, изменение в области ее отношений и взаимоотношений в формах поведения и способом обращения к другим людям.

Представив тему реферата необходимо выявить, что особенности делового общения в условиях повседневной жизни, возможно решить представлением информации в виде СМИ, книг, листовок, докладов и т.д.

Целью данной работы является значение представления доступного общения для слушателя, партнера. Для реализации, заявленной цели обуславливаю необходимость постановки и решения следующих задач:

Определить деловое общение как термин;

Изучить вербальное общение;

Представить невербальное общение.

Таким образом, раскрывая тему моего реферата, звучит следующее, что в процессе общения между собеседниками, человек достигает необходимой цели и задачи, и доводит до слушателя, партнера необходимую информацию.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕНИЯ

1.1 Основное определение деловое общение

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен навыками, информацией и опытом. В процессе делового общения в отличие от общения в широком смысле ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение – понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников – работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и проч.

Общение можно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Субъектом общения выступают индивид, группа - общество в целом. Мотивы субъектов могут не совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров). Сближение мотивов и целей поведения партнеров - генеральное направление оптимизации всего процесса общения, главное условие и база достижения в итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых результатов. В сближении позиций собеседников - глубокий внутренний смысл общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров, дискуссий и пр.). Деловое общение, сближая позиции собеседников, строит тем самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с обществом в целом. 1.2 Виды делового общения Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. Verbalis - словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются поза, жесты, мимика, интонации, взгляд, территориальное расположение и проч.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

Приветственная речь; торговая речь; информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

К диалогические виды:

Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

Дискуссия; совещание (собрание); пресс – конференция.

Контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог.

Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

Когнитивное - обмен знаниями;

Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями;

Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

Непосредственное - осуществляемое с помощью органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

2. ИЗУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

2.1 Характеристика вербального общения

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники хотят сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Мы рассмотрим подробнее жесты (под которыми будем подразумевать в том числе и элементы позы - например, то, как человек сидит). Владение языком жестов позволяет безошибочно читать собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения.

2.2. Разновидности вербального общения

Рассмотрим основные формы делового общения:

Деловая беседа – это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

Взаимное общение работников из одной деловой сферы;

Совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку идей и замыслов;

Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

Стимулирование деловой активности и проч.

Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

· Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

· Спор - столкновение мнений, разногласия по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон осваивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссий и проч.

· Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем групповой специалистов.

· Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

· Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Подведомственные организации направляют вышестоящим сообщения, запросы. Организации обмениваются письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и проч.

Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и часто – официальную:

Деловое общение – это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. К такой корреспонденции относятся коммерческие, дипломатические письма и др.

Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации частному лицу. Деловая переписка сохраняет настоящее время ряд этических и этикетных норм и правил, которые ограничивают ее канцелярский характер.

· Телефонные переговоры.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используется такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям – их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.

Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег к работе. Критика должна быть объективной (т.е. вызываться негативными поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу.

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основные этическое требование к наказаниям их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

2.2.1 Письменная речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

2.2.2. Устная (бессловесная) речь

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

3.1. Характеристика невербального общения

При невербальном общении средством передачи информации являются поза, мимика, жесты, интонации, взгляд, территориальное расположение и т.д.

Постукивание предметами или пальцами, ерзание по стулу, помахивание ногой, разглядывание часов, взгляд мимо Вас. Если человек сидит на краешке стула, всем телом как бы устремлен вперед, руками уперся в колени - он спешит, или ему настолько надоел разговор, что он хочет поскорее его закончить. Лучше не допустить подобной ситуации - так что не злоупотребляйте вниманием и терпением собеседника. Точно соблюдайте обговоренное время с деловым партнером и не предлагайте свое общество людям, которые в нем совершенно не нуждаются, чтобы не навлечь на себя агрессию не прослыть занудой.

Жесты эмоционального дискомфорта: Собирание несуществующих ворсинок, отряхивание одежды, почесывание шеи, снимание и надевание кольца говорят о том, что партер испытывает внутреннее напряжение. Он нуждается в поддержке и совершенно не готов принимать какие бы то ни было решения. Что делать? Поделитесь собственными чувствами - пусть поймет, что Вы на одной с ним стороне (я очень волновался перед нашей с Вами встречей). Некоторое время ведите разговор «ни о чем» или переключитесь на менее значимую тему. Можно обсудить все, что угодно, начиная прекрасной ручки клиента или прически подруги, заканчивая погодой, газонной травкой для дачи. Однако обязательно выслушивайте ответы даже на дежурные вопросы, люди не любят чувствовать, что с ними общаются формально, не интересуясь их мнением по-настоящему.

Поэтому, когда Вы обращаетесь с просьбой или предложением, либо сразу приступайте к деловой части общения, либо, задавать вопросы общего характера, поддерживайте беседу. Нe бывает ничего более отталкивающего в манере некоторых людей, когда вопросы дежурные уже прозвучали, а ответы на них с полуфразы перебиваются. Жесты лжи, когда человек хочет скрыть что-либо, он бессознательно касается рукой лица - как бы прикрывает ладонью угол рта, или потирает нос. Однако не путайте этот жест с жестом скуки - когда человек опирается подбородком или щекой на руку или обе (ладони, или сложенные в кулаки).

Не показывайте человеку, что Вы сомневаетесь в его словах и не пытайтесь поймать его на лжи, доказать факт лицемерия. Наоборот, повторите сказанные им слова (То есть, если я Вас правильно понял, то), так, чтобы оставить ему путь для отступления, чтоб он мог поправить Вас. Жесты превосходства, когда Вы видите направленный на Вас указательный палец, высоко поднятый подбородок, фигуру в форме руки в боки, можете совершить несколько ошибок. Либо начать подыгрывать такому важному человеку, сутулясь, подобострастно кивая и соглашаясь с каждым его словом, либо повторять все его движения, расправить плечи, поднять подбородок (занять позицию соперничества). Оба варианта проигрышны. Эффективнее всего, встретив такого напыщенного человека, подчеркнуть его значимость, сохраняя при этом свое лицо. Например, заявить Мне рекомендовали Вас как опытного, знающего специалиста, или как бы Вы поступили на моем месте? Задавать подобный вопрос, разумеется, надо обязательно внимательно выслушать ответ, каким бы парадоксальным он не казался Вам. Заметьте про себя, когда напряжение и напыщенность спадет с партнера. Его лицо расслабится также, как и вся фигура, а черты лица примут более спокойное, человечное выражение.

Невербальные компоненты поведения включают в себя жесты, позы, мимику, запахи, интонации и некоторые другие, более сложно считываемые. Мимика обычно легко интерпретируется интуитивно: улыбка, нахмуривание - это выражения лица, известные нам с детства. С другой стороны, мимику человек довольно часто подчиняет сознательному контролю: сдерживает насмешку, прячет страх за гримасой превосходства. Нелишне знать, однако, что, например, отведение глаз в сторону означает сомнение, колебание, неуверенность - а взгляд в потолок - воспоминание.

3.2. Разновидности невербального общения

Невербальное (бессловесное) общение играет в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80% информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят:

1) визуальные,

2) аудиальные,

3) тактильные,

4) ольфакторные.

1. Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.

К основным визуальным средствам общения относят:

Движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;

Пространственную и временную организацию общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемимикой;

Выражение лица, выражение глаз;

Позу, осанку, посадку головы;

Направление взгляда, визуальные контакты;

Кожные реакции –покраснение, бледность, потливость;

Подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаков пола, возраста, расы);

Средства перобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и т.д.)

2. Выделяют две группы аудиальных средств общения:

Паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность, (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;

Экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье)

3. Тактильные средства общения включают в себя все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.)

4. К ольфакторным средствам общения относят:

Приятные и неприятные запахи окружающей среды;

Естественный и искусственный запах человека.

На невербальные средства общения накладывают сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбкой, рукопожатием и д.р.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.

Например, в течении часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз – восемьдесят, итальянец – сто десять, мексиканец – более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

По характеру связи общающихся различают:

Непосредственное общение, как контакт «с глазу на глаз»;

Опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.

По количеству участвующих в общении людей различают:

Межперсональное общение, т.е. непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

Массовое общение, т.е. множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникации, опосредованные различными видами средств массовой информации.

По включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:

Межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);

Ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнения конкретной социальной роли.

Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, но и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они вносят по отношению к социальной роли подчиненный характер.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях.

Выделяют три основных стиля:

1) ритуальный стиль, в соответствии в которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличии от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;

2) манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество Профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

3) гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Гуманистическое общение определяется не столько извне (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности.

Каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

3.2.1 Жесты.

Жесты- - движения тела, обычно кистей рук, которые в целом отражают мысль или чувство.

Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание, постукивание ногой, ручкой и т.д.

3.2.2. Мимика

Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение.

Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя заданные мной задачи делового общения, представляю следующий вывод, что общение в виде вербального общения, которое в свою очередь играет очень широкую роль, до человека слушателя доводится более значимо, чем невербальное. Тем самым, в процессе общения формируется более или менее устойчивая система целей. Формируя профессиональный портрет пригодности, общение формирует и развивает межличностные отношения, организует деятельность, да и просто приближает человека к человеку.

Осуществляя невербальное общение, которое выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Таким образом значимость, общения даже и без слов, понимается одинаково в силу возрастных, социальных, психологических и других аспектов познания человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология общения и межличностных отношений: Учебник, Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2009г. – 576с

2. Психология общения: Учебное пособие, Бодашев А.А..- М.: изд-во Воронеж «МОДЕК», 2005 г. – 326 с

3. Психология делового общения и управления: Учебник, Столяренко Л.Д., Ростов н/Д.: Феникс, 2005г. – 416 с.

4. Психология делового общения: Учебник для ВУЗов, Сорокин А. М., М.: Инфра – М, 2005 г.- 318с

5. Деловое общение: Учебник для ВУЗов, Зельдович Б.З., М.: Альфа – Прогресс, 2002 г. – 452с

6. Психология делового общения: Учебное пособие, Г.В. Броздина.-М.: Инфра – М, 2000 г.- 358 с.


Самое обсуждаемое
Ёлочные игрушки своими руками, на конкурс, в детский сад, в школу Ёлочные игрушки своими руками, на конкурс, в детский сад, в школу
Пасхальная корзинка из газетных трубочек своими руками Пасхальная корзинка из газетных трубочек своими руками
Как крахмалить салфетку (связанную крючком и тканевую): создаем кружевные снежинки и ситцевых лебедей Как крахмалить салфетку (связанную крючком и тканевую): создаем кружевные снежинки и ситцевых лебедей


top